Портал по инструментам,станкам, оборудованию
Представляем инструменты, станки, оборудование и компании по продаже пневмоинструмента, электроинструмента, ручного инструмента, материалов и оборудования, станков, конвейеров, оборудования
Главная / Литье металлов

Литье металлов

Литье металлов привлекает нас тем, что позволяет получать детали сложной формы, причем дополнительной обработки эти детали после литья почти не требуют.

Расплавленный металл ведет себя как жидкость и способен принимать внутреннюю форму того сосуда, в котором он находится. Это свойство и позволяет отливать из металла различные детали. Сосудом для литья металлов служит специальная конструкция, внутренняя полость которой имеет форму отливаемой нами детали. Эта конструкция так и называется — форма. Ее изготавливают из различных материалов. При изготовлении формы требуется точная копия детали, эту копию называют моделью.

Литейные работы связаны с высокими температурами, с огненно-жидким металлом; проводить эти работы следует только под наблюдением старших (преподавателя по труду, родителей или руководителя технического кружка).

Металлы, температура плавления которых не превышает 400°С (свинец, олово, свинцово-оловяни-стые сплавы, легкоплавкие припои и пр., вплоть до цинка и цинковых сплавов), в домашних условиях не так уж трудно лить, так как расплавить их можно даже на газовой плите. Более тугоплавкие металлы на плите не расплавишь, тут нужны либо горны (рис. 40), либо муфельные печи и всевозможные газовые горелки.

 

Инструмент для литья металлов описан здесь >>>, напомним лишь, что тугоплавкие металлы льют в ковшах, тиглях или разливных ложках. Любой металл при литье разогревают до температуры немного большей, чем температура его плавления. Чтобы металл при таком нагреве не «угорал», его поверхность посыпают угольным или графитовым порошком.

Рис. 40. Горн

Из свинца, олова и легкоплавких сплавов льют обычно игрушки (например, солдатиков), поделки и различные декоративные украшения и детали. Конструктивные детали, не несущие больших нагрузок, льют из цинка, алюминия, силумина и т. п. Для силовых деталей в любительских конструкциях используют бронзу, латунь, фосфористую медь и т. п.

Перед заливкой металла в форму всю ее внутреннюю поверхность припудривают графитовым порошком; если форма неразъемная (например, оболочковая), порошок засыпают в форму через литник, форму энергично потряхивают 5— 6 раз, а лишний порошок удаляют. Припудренную порошком форму разогревают до температуры, близкой к температуре плавления используемого металла. В холодной форме литье металлов проводить даже и невозможно: металл застынет, не достигнув всех уголков внутренней полости.

Расплавленный металл заливают в форму толстой и непрерывной струей почти до краев литника. Затем форме дают остыть, раскрывают ее и извлекают готовую деталь. Если форма неразъемная, ее разрушают. Отливку обрабатывают обычными способами.

Для получения сквозных отверстий в деталях в модель (деревянную или восковую) помещают стальной полированный пруток (рис. 41, А). Пруток вместе с моделью густо смазывают маслом и отливают по ней форму, а перед смыканием готовой формы пруток вставляют в соответствующие гнезда и обильно припудривают графитовым порошком. После отливки детали из остывшей формы пруток извлекается без затруднений (рис. 41, Б).

Если отверстие в детали должно быть несквозным, модель делают с одним широким полем в том месте, где формуется стержень (рис. 41, В). Перед литьем стержень закладывают между половинками формы, и он крепко зажимается ими.

 

При литье детали, имеющей сложную внутреннюю полость, формуют порознь модель детали и модель полости (рис. 41, Г). По модели полости отливают гипсовую фигурную «шишку» и закладывают в нее несколько соломинок — для лучшего отвода газов из внутренней части отливки. Шишку фиксируют в модели в определенном положении (рис. 41, Д) с помощью выступов. Литье металлов ведут обычным порядком, а потом из отливки удаляют гипсовую «шишку».

Все литейные работы выполняют в очках, рукавицах и длинном брезентовом фартуке.

Запомним, что металл ни в коем случае нельзя лить в сырую или непросохшую форму, потому что от скопившихся в ней газов и паров может произойти взрыв с разбрызгиванием расплавленного металла.

Рис. 41. А — пруток в модели; Б — установка прутка в форму; В — форма (с прутком) для отливки детали с замкнутым отверстием; Г — модель полости; Д — «шишка» в форме.

 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru